Алексей Бруев (abruev) wrote,
Алексей Бруев
abruev

Category:

Об одном бесполезном поручении Правительству и ценах на лекарства в России

Путин дал указание членам Правительства провести мониторинг лекарственных препаратов до 20 марта 2015 года. Нет сомнений, что мониторинг будет проведен, только толка от этого мониторинга не будет никакого, точнее даже сказать, что результат будет негативным. Постараюсь объяснить, почему я так думаю? – На деле, все очень просто: цены уже выросли в других сегментах рынка и это объективная реальность, с которой не может бороться Правительство, а тем более отдельное юридическое лицо. Розница - всего лишь конечное звено единой цепи от производителя до потребителя, если не рассматривать ситуацию в комплексе, то по ценам в аптеках можно судить лишь о средней температуре в больнице. Для кого-то такой параметр покажется чрезвычайно важным, но практического смысла в нем нет никакого. Ищем спекулянтов и злоумышленников в торговле, а находим то, что лежит на поверхности без какого-либо мониторинга. Курс рубля упал – это свершившийся факт, стоимость кредитов выросла – это политика Центробанка, которую опять же никто не скрывает. Остается удивление: зачем поджигателю интересоваться источником пожара, если пожар является результатом его собственных действий?

Пока правительственные структуры будут проводить дорогостоящий мониторинг аж до 20 марта, могу поделиться некоторыми данными, которыми могут владеть практически все участники рынка без каких-либо поручений Президента. Времени для проведения мониторинга по всей России требуется несколько часов, но никак не целый месяц. А анализ цен в отдельном регионе занимает несколько секунд. Информация на рынке обновляется поминутно, большинство оптовых сделок совершается в режиме он-лайн в специализированных программах, данные по рознице находятся в открытом доступе и постоянно анализируются как производителями, так и крупными игроками. Главное в этом деле – иметь настоящее желание узнать правду. Кто не желает, тому никакие поручения Президента не нужны.


И что мы можем увидеть в результате такого анализа? Чтобы не быть голословным, рассмотрю сложившуюся ситуацию на примере одного препарата (выбранного случайно). Например, Кагоцел в таблетках0,012г № 10 (производителя специально не указываю). Этот препарат нынче в рознице можно купить дешевле, чем у самого крупного оптовика. Минимальная цена в рознице составляет 182 рубля за упаковку. А минимальная цена в опте составляет 193,67 рублей. (Онлайновый мониторинг фармацевтического рынка России по состоянию на 24 февраля). Не надо быть гением, чтобы предположить, что этот ценовой разрыв будет ликвидирован в ближайшее время до тех пор, пока «старые»остатки не будут распроданы сетями, что они благополучно и делают. Нетрудно также догадаться, в какую сторону изменяться цены в ближайшее время. Но здесь возникает главный вопрос: что последует после административного мониторинга цен?– Здесь важно понять психологию и организацию бизнеса. Большинство аптечных сетей работают на автомате, наценка делается в виде заданного процента к закупочной цене на определенную товарную группу, который несложно вычислить (кстати, не всегда максимального). А вот, когда будет «ручной» мониторинг по запросу надзорных структур, то многие коммерсанты (в основном мелкие) в многотысячном прайс-листе обнаружат подобные «разрывы» между своими старыми розничными ценами и новыми оптовыми. И в большинстве случаев, сделают принудительную переоценку на основании текущих, а не старых закупочных цен, что приведет к повышению цен моментально!!! (Благо, что законных механизмов имеется предостаточно) Никто ведь не хочет продавать товар дешевле, чем можно его купить. Таким образом,получается, что мониторинг в большей мере не выявляет злоупотребления в системе ценообразования, а выявляет системные ошибки отдельных участников рынка на конкретных примерах. Именно поэтому, я крайне скептически отношусь к подобному роду идеям, рожденных в головах государственных мужей. Поэтому и считаю, что эффект от такого мероприятия будет скорее негативным чем положительным. Опять же нетрудно посчитать «эффект» от такого мониторинга в цифрах еще до того как цифры лягут на стол правительственных органов. Мы много раз такое проходили,пройдем и еще раз. А лучшим доказательством моих слов будет тот факт, что аккуратно к 20 марта разрыв «оптовых» и «розничных» цен будет сведен к минимуму(если не случится какой-нибудь очередной экономический коллапс).

В качестве справки сообщаю: на текущий момент «разорванных» позиций на фармрынке России - 1627, но далеко не все об этом знают. А у Правительства еще есть время, чтобы этого никогда не узнать. Жаль, что сроки Президент указал 20 марта этого года, лучше бы поставил31 декабря 2020 года, тогда бы и вопросов никаких не было…


Фарммониторинг

Tags: Здравоохранение, Лекарства, Минздрав, Правительство, Фарма, Фармацевтика, Фарммониторинг, Цены, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments