Алексей Бруев (abruev) wrote,
Алексей Бруев
abruev

Categories:

Встреча высокого искусства с виртуальной реальностью

На минувшей неделе известный фотограф Галлей Дохерти (Halley Docherty) презентовал оригинальную выставку коллажей, состоящих из современных снимков, сделанных c помощью популярного интернет сервиса Google Street View, совмещенных с мировыми шедеврами живописи. На мой взгляд, получились достаточно интересные композиции, достойные внимания как для искушенных ценителей искусства, знатоков истории, так и для простых зрителей – любителей игры воображения. В своих произведениях Галлей Дохерти смог соединить высокое искусство с виртуальной реальностью, доступной всем и каждому, кто владеет устройствами с подключенным доступом к интернету. Предлагаю заинтересованным лицам оценить творчество мастера и саму идею, которую легко можно развить и продолжить.

(Рис 1)

2014is1





Например, снимок выхода к храмовой горе (Израиль) был совмещен с картиной Густава Бауэрфайнда «Мечеть Купол скалы в Иерусалиме» (1886 г.). Получилась самая настоящая трансформация времени. С одной стороны коллажа, мы можем наблюдать современные прилавки, с другой стороны, лицезреть храм глазами из прошлого. Прошлое и настоящее удачно и органично дополнили друг друга. Складывается иллюзия, что можно легко перейти из одного измерения времени в другое – из настоящего в прошлое. Знатоки истории могут насладиться куполом храма без современного бронзового покрытия, которое было сделано лишь в 1960 году, т.е. в том виде, в котором храм запомнили многие предыдущие поколения. Сам храм был построен в 687-691 гг.

(Рис. 2)

2014is2

Следующая композиция объединяет полотно итальянского художника австрийского происхождения Фаусто Зонаро «Шум и суета на мосту Галата в Константинополе» (1890-е гг. ) с современными видами Стамбула (Турция). Мечеть Валиде Султан была построена в 1665 году, по-прежнему существует и в наше время, но нельзя не отметить тот факт, что в прошлом   мечеть выглядела более величественно. Она не скрывалась за многочисленными линиями электрических проводов и рядами фонарных столбов – техническими атрибутами нашего времени.

(Рис. 3)



2014is3

Картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942 г.) - одно из наиболее узнаваемых произведений искусства США. До сих пор идут горячие споры среди искусствоведов на тему истинного местоположения художественного прототипа, послужившего объектом написания картины. По одной из основных версий, изображенной на картине закусочной уже нет в реальности, дом был снесен, а на его месте построена стоянка для машин. Тем не менее, Галлею Дохерти удалось найти другое место в том же районе Нью-Йорка, где проживал Эдвард Хоппер, в котором виртуальность и реальность соединяются. Насколько удачно? – судите сами.

(Рис. 4)

2014is4

Вы хотели бы посмотреть на Японию глазами из XIX века? Если да, то такую возможность дает картина японского художника Утагава Куниёси «Шпаклевка лодки». (1832 г.) Взгляд через реку Сумида позволяет не только посмотреть в другое измерение времени, но и ощутить другую реальность из мира в стиле укиё-э. Как после такого не сказать: «все в этом мире временное, только настоящее искусство вечно». Пожарная смотровая вышка на горизонте картины, только подтверждает данную истину.

(Рис. 5).

2014is5

Другая Япония из серии «Сто знаменитых видов Эдо» представлена великим художником Утагава Кунисада, его «Вечерний вид Сарувакачо» (1856 г.) – это не только выражение древнего духа современного города, но и память об исторической трансформации Кабуки (специалисты поймут, о чем идет речь). Известный театр «Морита-дза» зажат между двумя современными зданиями, его можно увидеть на правой части картины. Еще можно увидеть, что улицы города по прежнему продолжает жить древними традициями, хотя сам район был полностью разрушен в 1923 году Великим землетрясением Канто.

Начало формы

(Рис 6.)

2014is6

Еще одна картина того же мастера из той же серии «Вид на Нихонбаси Итчоме», Токио, 1858 г. На этой картине можно увидеть знаменитые торговые ряды известной компании Shirokiya, которая была создана в 1662 году и существует до настоящего времени. Специально для ревнителей западных ценностей, которые думают о незыблемых традициях. В Японии, например, можно остановиться в гостинице Хеши Рио-кан, которая была открыта в 718 году!!! В семье, владеющей гостиницей, сменилось уже 46 поколений собственников, а она продолжает работать, несмотря на все перипетии истории. Ничего подобного в Европе вы никогда не найдете, я уже не говорю о Соединенных Штатах Америки. Можно отдельно задуматься над этими фактами.

(Рис. 7)

2014is7

Картина итальянского живописца Антонио Каналя, известного как Каналетто, «Двор камнетеса» была написана в первой трети XVIII века. Вполне вероятно, что картина запечатлела вид из окна церкви Сан-Видаля в Венеции. Сейчас уже Академический мост (Ponte dellAccademia) загораживает вид на церковь Санта Мария делла Карита, но в этом заключена своя ценность композиции Галлей Дохерти, позволяющая воссоздать ретроспективный взгляд на улицы современного города.



(Рис. 8)

2014is8

Полотно Франческо Гварди «Площадь Сан-Марко» (1760-65 гг.) изображает башню, которой уже нет в действительности. Оригинальная башня стояла с XV века до 1902 года. Теперь любой посетитель Венеции может оценить разницу между тем, что было и тем, что есть сейчас.

(Рис. 9)

2014is9

«Регата на Большом канале» (1733-34), руки мастера Каналетто – это не просто картина, это самое настоящее историческое дежавю – событие, которое проводится регулярно с 1489 года. С времен, когда королева Кипра Екатерина Корнаро отказалась от престола в пользу Венеции. В честь этого события каждый год в первое воскресенье сентября на Большом канале Венеции проводится королевская регата. В ней могут принять участие все желающие. Люди одеваются в костюмы средневекового времени для участия в соревновании. От настоящей реальности картину отделяет всего лишь один человек, изображенный на холсте в желтой одежде, стоящий около ближайшей гондолы – это Джозеф Смит, известный покровитель художника, который в те времена занимал должность британского консула в Венеции, все остальные люди – это просто прохожие.

(Рис. 10)

2014is10

Картина «Театр «Водевиль» Жана Беро (1889 г.) – это тонкий намек на важные и одновременно малозаметные события нашей жизни. По своей сути бульвар Капуцинок ничем не изменился: фасад бывшего «Отеля Монморанси» остался прежним. Только неоновые вывески и световые плакаты намекают на то, что сильно изменились мы – любители искусства, плакаты блокбастеров на стенах красноречиво говорят нам о том, какие идеи нынче управляют массами.

(Рис. 11)

2014is11

«Модистка на Елисейских Полях» кисти Жана Беро (1889 г.) - это бессмертное творение способное обмануть каждого, кто думает, что в жизни что-то меняется. Этой картине больше ста лет, конные экипажи заменены автомобилями, мы стали по-другому одеваться, а все остальное, весь мир остался прежним. Удивительное, но не случайное совпадение.



(Рис. 12)

2014is12

Картина Николя Жан Батист Рагене «Морские рыцари между мостами Нотр-Дам и Менял» (1756 г.) открывает совершенно другую фантастическую реальность еще недавнего прошлого. Мало кто из современных жителей отдает себе отчет в том, что городские мосты в средние века выглядели совершенно иначе, чем мы привыкли их видеть сейчас. Для нас, жителей XXI века, мост - это такая конструкция, позволяющая, прежде всего, беспрепятственно передвигаться с одного берега реки на другой. Между тем, в европейском средневековье повсеместно была распространена совершенно иная градостроительная концепция, которая предполагала застройку мостов жилыми зданиями. В результате, многие мосты превращались в подобие осиного улья – самостоятельные жилые кварталы, где одно здание могло строиться на крыше другого. Художник на своем полотне запечатлел мост Нотр-Дам в его старом виде за несколько лет до того, как было принято решение его разобрать. Уникальная картина, восстанавливающая образ былого прошлого.

(Рис. 13)

2014is13

Другое произведение искусств: картина «Парад на Дворцовой площади» была написана известным баталическим живописцем Адольфом Игнатьевичем Ладюрнером. в Санкт-Петербурге. Картина запечатлела военные мероприятия на фоне уникального сооружения того времени, а именно, Александровской колонны, которая была установлена в честь победы над Наполеоном. Колонна была воздвигнута в 1834 году, общий вес сооружения 704 тонны, высота памятника 47,5 метра.

(Рис. 14)

2014is14

Картина Людовика Франц Карловича Бонштедта «Невский проспект от Аничкова моста» (1847 г.) вместе с другими инсталляциями фотографа наглядно демонстрирует органичность и историчность русской культурной столицы на Неве - г. Санкт-Петербурга. А ведь времени с момента написания картины прошло не так уж и мало.

(Рис. 15)

2014is15

«Групповой портрет членов стрелковой гильдии «Старый Арбалет» в Антверпене», выполненный фламандским художником Давидом Тенирсом Младшим в 1643 г. Несмотря на то, что прошло столько много времени, но площадь Гроте-Маркт (Большая площадь) совершенно не изменилась – и это символично.

(Рис. 16)

2014is16

Творчество Эдуарда Гертнера среди картин всех предыдущих художников стоит в особом ряду, поскольку данный живописец специализировался на изображении городских видов, пытался всеми силами запечатлеть точность городских пейзажей и предугадать предстоящие изменения времени. Надо отдать ему должное, что его интуиция его редко обманывала. И вышеприведенная композиция подтверждает талант художника. Его картина «Шпиттельмаркт» (1833 г.) запечатлела район Германии, который безвозвратно потерян, исторические катаклизмы уничтожили здания, осталось только полотно автора с образами, которые хранятся в музейных архивах как память о прошедших и сложных временах.

(Рис. 17).

2014is17

Другая работа Эдуарда Гертнера «Берлин - Оперный театр» ( 1850 г. ) не избежала участи любимых объектов художника. Здание театра было полностью разрушено в годы Второй мировой войны. Тем не менее, учитывая огромное значение оперного искусства в жизни немецкого народа, здание было восстановлено в 1955 году. С 1990 года опера была официально переименована в Государственную оперу на Унтер-ден-Линден.

(Рис. 18)

2014is18


И в заключении, привожу картину голландского художника Геррит Адриансзон Беркхейде «Золотая излучина» в Амстердаме. ( 1672 г.) Удивительно, но это еще один пример того, что есть места на планете неподвластные времени. Картина XVII века смотрится как современная фотография.

Материал подготовлен на основе статьи The Guardian: «Classic paintings of world cities meet Google Street View – in pictures».


Tags: google, guardian, halley docherty, Амстердам, Антверпен, Бауэрфайнд, Бельгия, Берлин, Беро, Бонштедт, Бульвар, Валиде, Венеция, Водевиль, Галата, Галлей Дохерти, Гварди, Германия, Гертнер, Голландия, Гостиница, Гроте-Маркт, Дворцовая, Елисейские, Живопись, Зонаро, Иерусалим, Израиль, Искусство, Италия, Кабуки, Каналетто, Каналь, Канто, Капуцинок, Картины, Константинополь, Корнаро, Королева, Кунисада, Ладюрнер, Мечеть, Модистка, Монморанси, Морита-дза, Мост, Нидерланды, Нотр-Дам, Нью-Йорк, Отель, Париж, Площадь, Полотно, Полуночники, Поля, Рагене, Рио-кан, Россия, США, Сан-Видаль, Сан-Марко, Санкт-Петербург, Сарувакачо, Стамбул, Сумида, Театр, Тенирс, Токио, Турция, Утагава Куниёси, Фламандский, Фото, Фотограф, Франция, Хоппер, Художники, Церковь, Шпиттельмаркт, Эдо, Япония, укиё-э
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments